Горячие новости

   18 Августа 2018, 22:40
 

Развитие речи (части тела)

Развитие речи (части тела)

ЧАСТИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА

Программное содержание
— Уточнить знание детьми схемы собственного тела, определение правой и левой частей тела.
— Уточнить и закрепить пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, рядом.

Примерный словарь
Предметы: голова, лоб, лицо, ресницы, глаза, брови, уши, нос, ноздри, рот, зубы, губы, щёки, подбородок, шея, плечи, руки, локти, кисти рук, ладони, пальцы (название пальцев), туловище, плечи, грудь, живот, спина, лопатки, ноги, колени, ступ, пятка, ногти, бедро, человек, люди, мальчик, девочка, мужчина, женщина, органы, организм.
Действия: ходить, смотреть, слышать, лежать, сидеть, сто-ять, думать, бегать, двигаться, дышать, поворачиваться, поднимать, нюхать, чувствовать.
Признаки: худой, полный, маленький, большой, взрослый, детский, широкий, узкий, низкий, высокий, кудрявый, прямой, карие, серые, голубые, зелёные, густые, здоровые,

 Занятие №1
Тема: «Части тела человека. Пространственная ориентировка».
Цель: уточнить знание строения собственного тела, определения правого и левого направления в пространстве; учить детей пользоваться наречиями места (впереди, сзади, слева, справа), учить образовывать существительные с уменьшительно ласкательным суффиксом, развивать память и внимание.
Оборудование: Маша-забываша; предметы одежды; Буратино в разобранном виде; игрушки по числу детей.

Ход занятия

1. Организационный момент.
— Поднимите правую руку, вытяните её в сторону, посмотрите направо. Назовите по одному предмету из тех, что находятся справа от вас. (Справа от меня окно и т.д.) А теперь поднимите левую руку, посмотрите налево и скажите, что находится слева от вас.
2. Игра «Маша-забываша».
Когда дети заканчивают называть предметы, заходит Маша-забываша. На голову у нее надеты колготки, на шею — юбка, одни рукав кофты длинный, другой — по локоть, на руках башмаки, на ногах - перчатки, на спине — шляпа, одно колено разбито.
Маша -забываша;
— Здравствуйте, дети! Я к вам так торопилась, так хотелось с вами поиграть! Принесла вам целую сумку подарков, вот только беда — сумка прыгучая попалась, никак её в руках не удержать. Уж я так старалась, что даже упала и разбила себе колено.
- Дети, посмотрите, Маша-забываша как-то странно одета. Что у неё на голове, шее и т.д.?
(Ответы детей.)
— Куда нужно надеть колготки? Покажите свои ноги.
Дети называют части тела, показывают, помогают Маше переодеться.
— Вот теперь всё в порядке.

3. Игра «Собери игрушку».
Маша -забываша;
— Спасибо, дети, колено уже не болит, и сумку я уже не роняю. Но что что? В ней кто-то плачет!
(Достает разобранного Буратино)
— Моя любимая игрушка, как весело было с ней играть.
Воспитатель:
— Дети, давайте поможем Маше собрать её игрушку.
Дети собирают на  Буратино.

4. Игра «Найди игрушки». Пространственная ориентировка (закрепление правильного употребления наречий).
Маша:
- Спасибо, дети, за это я каждому сделаю подарок. Но что это? Пока я падала, я растеряла вес подарки, Попробуйте их найти, а я вам помогу.
Маша дает словесную инструкцию, а дети выполняют и на-ходят игрушки.
(Например: Повернись кругом, сделай три шага вперёд, посмотри вниз»; или: «Пойдёшь налево, дойдёшь до шкафа, от него сделаешь пять шагов направо и там найдешь»; или: «Дойди до двери, поверни налево, затем дойди до стола, поверни направо, ищи и.т.д.)
Дети находят игрушки, называют их, благодарят Машу.
(Игрушки лучше подобрать так, чтобы можно было повторить какую-нибудь лексическую тему, например: «Домашние животные».)

5. Игра «Назови ласково».
— Давайте поиграем с пальчиками.
Педагог показывает на себе части головы.
(Например, водит руками и называет: волосы - волосики, лоб - лобик и т.д.)
— Лес (дети говорят: волосики}, поляна (лобик), два океана (глазки), бугор (носик), яма (ротик), взрыв (щелчок по подбородку), бородка (подбородок), щекотка-щекот-ка-щекотка!!!

6. Игра Отгадай, кто где стоит».
Воспитатель;
- Видишь, Маша, какие наши дети внимательные. А теперь давайте поиграем и игру «Отгадай, кто где стоит».
Дети но сигналу строятся в три шеренги и говорят, кто стоит впереди, сзади, следа, справа.
Маша наигралась, благодарит, уходит .

7. Итог. Игра «Справа - слева».
Дети закрывают глаза и вспоминают, где находится правая сторона, левая (поднимают руку). Кто правильно отвечает, получает фишку, у кого больше фишек, тот и выиграл.

Дополнительный материал
1. Два братца через дорогу живут,
и друг друга не видят. (Глаза)
2. Тридцать два молотят.
Один поворачивает. (Зубы и язык)
3. Ориентация во времени.
Завтра — думал я вчера - Сяду завтракать с утра.
Завтрак тут, а где же завтра?
Я сегодня сел за завтрак.
(И. Берестов)
4. Физкульт минутка
а) Каждый день по утрам делаем зарядку.
Очень правится нам делать по порядку: весело шагать,
(ходьба)
Нужно поднимать,
(руки вверх)
Приседать и вставать,
(присесть 4-6 раз)
Прыгать и скакать.
(подпрыгивать > 10 раз)
б) Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять!
Все мы делаем зарядку, —
Надо нам присесть и встать,
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться — три, четыре,
И на месте поскакать На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
5. Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут. (Ноги)
6. Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей. (Нос)
7. Нос не в свои дела суют,
Носами перед сном клюют,
Зато один веселый нос Папаша Карло нам принёс.
8. Нарядили ножки В новые сапожки.
Вы шагайте ножками Прямо по дорожке,
Вы шагайте-топайте,
И по лужам не шлёпайте,
В грязь не ходите,
Сапожки не рвите,
9, Физкульт минутка. «Ноги».
(То же самое можно выполнять с руками}. а) «Где же, где же наши ноги?»:
Где же, где же наши ноги?
Где же, где же наши НОГИ?
Нету наших ног.
(Приседая, закрывают ноги руками.)
Вот, вот паши ноги,
Вот наши ноги.
Пляшут, пляшут наши ноги,
Пляшут наши ноги.
(Повторяют разные движения.)
6} «Ножки»:
Хлопаем в ладошки, —
Пусть попляшут ножки,
Пусть попляшут ножки По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
Устали наши ножки.
Устали наши ножки, —
Вот наш дом,
Где мы живём. (Потешка)
Ногами накрест опускайся И команде подчиняйся.
и когда скажу «Вставай!»,
Им рукой не помогай.
Ножки вместе — ножки врозь,
Ножки прямо — ножки врозь,
Ножки здесь и ножки там.
Что за шум и что за гам?
Wee слова дети сопровождают движениями.)
10. Пять братьев вместе родятся,
А росту разного. (Пальцы)


Вопрос - ответ