Горячие новости

   26 Апреля 2018, 06:38
 

Неуспеваемость в школе

Неуспеваемость в школе

Закончилась первая четверть, некоторые из нас делают неутешительные выводы по ее итогам. Проблема успеваемости всегда была самой актуальной темой для школьников и их родителей. Со слабой успеваемостью, нежеланием учиться близкие ребенка пытаются бороться разными способами: наказаниями, уговорами, подарками, угрозами. Но все это может оказаться безрезультатным. Попробуем разобраться, что является причиной.

Чтобы не упрощать проблему неуспеваемости учащихся, заметим, что в ее основе лежит не одна причина, а несколько, и довольно часто они действуют в комплексе. Бывает и так, что на первоначальную причину неуспеваемости ученика наслаиваются новые, вторичные причины как следствие отставания в учебе. На первых этапах обучения в младшем школьном возрасте любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность - с другой, определяют положительное отношение к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных оценок. Отставание в учении, плохие оценки чаще всего остро, до слез переживаются детьми.

Подростки уделяют учебным занятиям уже гораздо меньше внимания. Сфера их жизнедеятельности заметно расширяется: они участвуют в различных кружках, занимаются спортом, много времени отводят играм и развлечениям. В подавляющем большинстве подростки относятся к учебе довольно равнодушно, и успеваемость в средних классах обычно снижается. Учащимся старших классов свойственно дифференцированное отношение к учебным предметам в зависимости от их профессиональных намерений. Этим объясняется и обычно разное отношение к оценкам, полученным по отдельным предметам. Если неудовлетворительная оценка получена по предмету, не входящему в сферу будущих профессиональных интересов школьника, то отношение к ней будет более спокойным, чем к оценке по интересующему его предмету.

Если вы решили помочь своему сыну или дочери справиться со школьными трудностями откажитесь от всякого давления, вашему ребенку и так непросто. Поверьте, он тоже хочет получать хорошие отметки и с гордостью их вам демонстрировать. Низкая успеваемость, особенно в начальной школе, когда учебная деятельность является ведущей, болезненный удар по самолюбию ребенка. Плохая отметка сказывается на самооценке ребёнка. То есть «2», а для кого-то и «4» - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Многие трудности в учебе образуют своего рода "порочный круг", в котором каждый нежелательный фактор вначале вызывается внешними обстоятельствами, а затем порождает другие нежелательные факторы, последовательно усиливающие друг друга. Поэтому чаще всего нужно искать не одну, а несколько причин неуспеваемости каждого конкретного ученика и стремиться устранить каждую из них. Нужно помнить, что нормальному, здоровому ребенку всегда можно помочь, его можно и нужно научить учиться. В том, что ребенок отстает, чаще всего виноваты взрослые. Психологи А.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина довольно подробно рассмотрели данный вопрос в своих трудах, выделили ряд школьных трудностей, проранжировали их, а также определили возможные психологические причины данных трудностей:
 * Ваш ребенок Причины
20% пропускает буквы в письменных работах Низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания, несформированность приемов самоконтроля, индивидуально-типологические особенности личности.
19% постоянно допускает орфографические ошибки, хотя при этом может наизусть ответить любое правило, — это случай так называемой “неразвитости орфографической зоркости” низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти, слабое развитие фонематического слуха.
17% невнимательность и рассеянность низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объема внимания, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
14,8% испытывает трудности при решении математических задач плохо развито логическое мышление, слабое понимание грамматических конструкций, несформированность умения ориентироваться на систему признаков, низкий уровень развития образного мышления. 13,5% затруднение при пересказывании текста несформированность умения планировать свои действия, слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого развития и образного мышления, заниженная самооценка.
13,1% неусидчивость Чаще всего это вызвано низким уровнем развития произвольности, индивидуально-типологическими особенностями личности, низким уровнем развития волевой сферы.
12,7% трудности в понимании объяснения учителя с первого раза слабая концентрация внимания, несформированность приема учебной деятельности, низкая степень восприятия и произвольности.
11,5% постоянная грязь в тетради Причина может находиться в слабом развитии мелкой моторики пальцев рук и в недостаточном объеме внимания.
10,2% плохо знает таблицу сложения (умножения). связано с низким уровнем развития механической памяти и долговременной памяти, со слабой концентрацией внимания и с несформированностью приемов учебной деятельности.
9,6% часто не справляется с заданиями для самостоятельной работы несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.
9,5% постоянно забывает дома учебные предметы низкий уровень развития произвольности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания и основная причина — высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность.
*- процентов от количества детей в классе.

Рассмотрев причины некоторых трудностей в учебной деятельности ваших детей, мы предлагаем вам помощь, существует большое разнообразие игр, которые помогут вашему ребенку развить те или иные качества, способствующие развитию недостающих качеств в учебной деятельности. Первое - это усидчивость.

Как помочь ребенку, у которого она не развита достаточно. Если усидчивость недостаточна дома при выполнении уроков, то помогут некоторые правила:
- начинать делать уроки после периода отдыха от школы,
- начинать выполнять с лёгкого, потом сложное, потом снова полегче,
- делать кратковременные перерывы через 15-20 мин.,
- помогать выполнять сложные уроки,
- поддерживать положительную эмоциональную атмосферу во время уроков: обязательно хвалить (не за результат даже, а за старание, внимательность и усидчивость).

В следующей статье мы рассмотрим один, из важных проблем, на мой взгляд, слабая концентрация внимания, низкий уровень развития произвольности.


Вопрос - ответ