Горячие новости

   19 Января 2018, 06:52
 

Подростковый период

Подростковый период

Наверное все помнят свой трудный возраст, когда появляются новые проблемы, и каждая ситуация может привести к тревоге или агрессии, и помните ли вы, как вели себя ваши родители в этот трудный для вас период? Может если бы они прочитали эту статью, им бы легче было понять вас. А теперь ваша очередь помочь вашим детям.

Проблемы, которые перед подростком ставит социум, также идут по двум основным линиям:
освобождение от родительской опеки
постепенное вхождение в группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов.

На этапе возрастного развития у подростка возникает самосознание в собственном смысле слова, т.е. способность направлять сознание на свои собственные психические процессы, включая и сложный мир своих переживаний. Этот уровень развития сознания порождает у подростков потребность обернуться на самого себя, познать себя как личность, отличную от других людей и в соответствии с избранным  образцом. Это, в свою очередь, вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию. В конце переходного возраста в качестве новообразования этого периода возникает самоопределение, которое характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Так, на первой стадии подросткового возраста (в 10-11лет) ребенка характеризует весьма своеобразное отношение к себе (принятие себя). Около 34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью отрицательную самооценку. И хотя около 70 % подросток отмечают у себя не только отрицательные черты, но и положительные, в их оценках наблюдается явное преобладание отрицательных черт  и форм поведения.

На второй стадии подросткового возраста (12-13 лет) наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение ребенка к себе, обнаруживающее зависимость от оценок окружающих., прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение к себе подростка, переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности.

На третьей стадии этого возраста (14-15 лет) возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе и в настоящее время. Эта  самооценка основывается  на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы личности.

Д.Н Оудсхорн  предложил этапы отделения  подростка от семьи, где так же прослеживаются особенности подросткового периода:

Первый этап  характеризуется наличием  у подростка конфликта  между потребностью в зависимости и стремлением   к автономии. Подросток противоречив  в своих ожиданиях по поводу поведения родителей.

Второй этап когнитивная реализация отделения. Подросток доказывает всем – миру, родителям, самому себе собственную независимость.
Третий этап  - эмоциональные реакции на отделение. Здесь может возникнуть чувство вины, гнева, депрессивные реакции, взаимный страх потери любви.

Четвертый этап - поиск образцов идентификации. Пребывая в новом для него поле взрослой жизни, подросток ищет людей, которые могли бы выступить для него в качестве образцов для подражания, своеобразных ориентиров для построения собственной идентичности.

Рассмотрим специфику эмоциональной сферы подростков. Прежде всего - это эмоциональная неуравновешенность, возрастает эмоциональная чувствительность, реакции взрывного характера, сопровождающихся слезами либо криками и грубостью, в которых подростки плохо контролируют себя. Они как  будто «теряют голову» и могут совершить поступки, которыми само в последствии будут недовольны.

Агрессия играет огромную роль  в становлении «Я» подростка, в особенности в выработке им самостоятельной жизненной позиции.  Оно заключается  в отрицании норм, правил, всего устоявшегося  и стремлении к беспорядку, нечистоплотности, отстаивании права на самостоятельность.

Одновременно с чувством взрослости ребенок  открывает новое для себя чувство одиночества.
Отсутствие сопричастности остро переживается как собственная изолированность, отчужденность, покинутость. Некоторые подростки предпринимают различные, но не вполне конструктивные , попытки избежать одиночества. Другие отказываются от контактов, как бы «запираются» в своем одиночестве.

Неуравновешенность, чрезвычайная чувственность к оценке, неадекватная самооценка в своих силах и ее колебания, чувство самоуверенности и, наоборот сомнение в своих силах, чувство неуверенности, подавленности или робость – все это симптомы, за которыми лежит ориентация на себя как основное условие решения задач, которое ставит деятельность общения.

Сложность и противоречивость подросткового периода формирования личности заключаются прежде всего в его переходности. С одной стороны, этот период завершает эпоху детства и обладает всеми чертами «детскости», с другой- открывает новую эпоху и «обрастает» появлениями взрослого индивида.

Мудрые родители изобрели четыре замечательных способа переключения негативных чувств которые временами захлестывают их детей, на социально приемлемые действия.
Дать возможность выговорить и тем самым превратить недовольство в душе в слова.
Четко обозначить словами негативные чувства после такого пристального наблюдения они обычно исчезают.

Смоделировать выход из ситуации.
Регулярно играть в  подвижные игры, чтобы снять напряжение сражений в семье и школе. 

Особенности подросткового возраста
1. Подростков более всего интересует собственная личность. Вопросы «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?» становятся вопросами номер один.
2. Подростки более всего заняты выяснением и построением своих отношений с другими людьми. Дружба – главное, что их интересует.
3. Подростки – искатели смысла жизни. Их начинает волновать главный вопрос человеческого существования: «Зачем я живу? В чем мое предназначение?».
4. Подростки настолько поглощены своим половым созревание, что вопросы отношений между мужчинами и женщинами занимают их более всего на свете.
5. Подростки постоянно конфликтуют с взрослыми.
6. Подростки чувствуют недостаток уважения к ним со стороны взрослых. Они хотят равноправных отношений с взрослыми.
7. Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди.
8. Подростки – существа безответственные. Они хотят иметь все права (как взрослые), и никаких обязанностей (как дети).
9. Подростки перенимают вкусы, взгляды, манеры своей компании; стесняются быть «не как все».
10. Подростки ищут свой жизненный стиль, оригинальничают, подчеркивают свое своеобразие, непохожесть на других.
11. У подростков появляется способность менять самих себя, заниматься самовоспитанием. Они становятся творцами, хозяевами, авторами собственной жизни.
Как помочь подростку?

Если Вы стали замечать, что Ваш ребенок стал излишне раздражительным, замкнутым и даже слегка агрессивным. Если он избегает под любым предлогом совместного с Вами времяпровождения, старается больше времени проводить в одиночестве. Если у ребенка снизилась успеваемость и появились проблемы в поведении в школе – это значит, у Вашего ребенка начались подростковые проблемы. Как же помочь подростку справиться со своим состоянием?

Прежде всего, у него необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками

Необходимо показать своими поступками, что Вам можно доверять
Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки
Попытаться превратить свои требования в его желания
Культивировать значимость образования

Стараться вкладывать в его сознание приоритеты
Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желания на них не отвечать или избегать разговора с Вами. Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе? Что тебе понравилось в школе, а что нет?»
Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была
Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства
Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых
Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения
Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.
Живите во имя своего ребенка
Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам
Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей
Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают
Успехов Вам!


Вопрос - ответ